Выступления руководителя администрации Кавказских Минеральных Вод В.И.Михайленко на круглом столе "Развитие внутреннего туризма в России" на тему: "Лечебно-оздоровительный отдых. Перспективы в рыночных условиях"
Уважаемые участники круглого стола!
Правительство Ставропольского края и администрация Кавказских Минеральных Вод самого курортного региона России благодарит организаторов и руководителей за обсуждение на столь высоком уровне важной для развития санаторно-курортного комплекса "Кавказских Минеральных Вод" темы, и выразить уверенность в том, что обсуждаемые проблемы найдут в дальнейшем свое разрешение в практической работе.
Высокое качество здоровья россиян - наивысшая социально-экономическая ценность и приоритетное условие роста производительности труда, экономической мощи нашей страны и благосостояния народа. Научно-обоснованным и доказанным на практике является тот факт, что сохранение и повышение уровня здоровья граждан возможно только при системном подходе к данной проблеме и в эту систему в обязательном порядке должны входить стационарная и амбулаторная помощь, реабилитационные и профилактические мероприятия.
Поэтому первый вопрос, на котором хотел бы остановиться, - это повышение эффективности и конкурентоспособности курортного комплекса. Эта работа включает в себя несколько важных направлений, среди них - создание современной курортной индустрии, развитие ее инфраструктуры, решение имущественных вопросов и вопросов землепользования и привлечения инвестиций, в том числе иностранных.
Организация санаторно-курортной помощи основана на принципах профилактической и реабилитационной направленности, этапности и преемственности между амбулаторно-поликлиническими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями, специализации оказываемой помощи.
Федеральный курорт Кавказские Минеральные Воды располагает практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебной грязью и другими природными лечебными факторами, в том числе не имеющими аналогов в мире, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортного комплекса.
Немаловажным, является тот факт что, уникальные природные факторы сконцентрированы на сравнительно небольшой территории, а длительное благоустройство этой местности, как курорта лечебной и реабилитационной направленности, на сегодняшний день, позволяет эксплуатировать более 32 тысяч коек для лечения и реабилитации пациентов с различной патологией. И самое главное, за 200 лет официального существования курортного региона России сформирован огромный кадровый потенциал. Все эти обстоятельства позволяют говорить о так называемой Российской "курортной Мекке". Дело за малым - научиться управлять и эффективно использовать всё это богатство в существующих условиях рынка.
Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения, позволяющим целенаправленно и эффективно осуществлять профилактику заболеваний и восстановительное лечение больных, проводить их реабилитацию.
Рассмотрение в 2004 году на заседании Госсовета России в г. Геленждике вопросов развития курортного дела в России явилось актуальным и закономерным. Задача восстановления и укрепления здоровья людей была и остается одной из важнейших для государства, сказал на заседании В.В Путин. Государство не может и не должно устраняться от ее решения. В своем вступительном слове президент страны отметил, что в целом курортное дело в нашей стране пока малоэффективно: инфраструктура изношена и медленно реконструируется; в регионах не торопятся с созданием необходимых условий для развития рынка санаторно-оздоровительных услуг; преобладают монополизм и устаревшие методы управления; как результат - высокая цена путевок, достаточно скудный сервис. Получается, людям просто негде отдохнуть в своей собственной стране.
На заседании приняты значимые для возрождения курортно-рекреационной отрасли решения.
Учитывая, что федеральный курорт Кавказские Минеральные Воды занимает значительное место в общегосударственной системе санаторно-курортного лечения, Президент Российской Федерации В.В.Путин 12 августа 2004 года № Пр - 1354 ГС направил Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову поручение "разработать систему мер по государственной поддержке развития санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод"
Развитие и повышение эффективности функционирования санаторно-курортного комплекса региона возможно только при условии разработки стратегического оперативного комплекса экономических, финансовых, организационных мер по преодолению негативных тенденций присущих данному периоду. Все перспективные направления развития санаторно-курортного комплекса нуждаются в значительных капитальных вложениях.
В настоящее время без хорошо продуманной организованной инвестиционной политики мы не сможем сделать привлекательными для потребителя курорты, для чего необходимо:
- шире привлекать инвестиции в курортную отрасль, предоставить инвесторам государственные гарантии защищенности.
- разработать ряд федеральных отраслевых и целевых региональных программ развития курортов Российской Федерации на основе целевого поэтапного планирования в объёмах, необходимых для сохранения и перспективного развития.
Предложения администрации КМВ по определению путей осуществления бюджетного финансирования нужд курортно-рекреационных территорий занимают особое место в наших обращениях к Правительству Российской Федерации. На наш взгляд, как показал положительный опыт, ассигнования должны направляться в курортные регионы федерального значения целевым порядком в рамках конкретной федеральной инвестиционной программы на развитие конкретного курортного региона.
Помимо программно-целевого метода необходимы целевые финансовые дотации на возрождение и поддержание объектов инфраструктуры курорта в состоянии, соответствующем уровню курорта федерального значения.
Учитывая, это мы совместно с Правительством Ставропольского края в 2005 году в очередной раз обратилось в Правительство Российской Федерации, Минзравсоцразвития России, Минрегионразвития России и Ростуризм с предложениями на ассигнование нужд социально-экономического развития курортно-рекреационного комплекса региона в рамках:
- ведомственной федеральной программы Федерального агентства по туризму Российской Федерации "Развитие туристско-рекреационного комплекса южного региона России (2006-2008гг.)";
- федеральной целевой программы "Развитие курортного дела в Российской Федерации на 2006-2011 годы";
- стратегии социально-экономического развития курортно-рекреационного региона Кавказских Минеральных Вод, разрабатываемой в рамках поручения Президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании Госсовета в Геленджике по разработке "Системы мер";
- комплекса мер по обеспечению экономического роста в Северо-Кавказском регионе (поручение Президента Российской Федерации В.В.Путина по разработке трёхлетней программы по снятию инфраструктурных ограничений для привлечения инвестиций в Северо-Кавказский).
В данные проекты включены предложения: по научно-правовому регулированию санаторно-курортным и природным комплексами Кавказских Минеральных Вод; мерам по обеспечению экологической безопасности и рациональному природопользованию; по государственной поддержке общекурортной инфраструктуры и межрегионального хозяйственного комплекса.
Государственная поддержка, курортным регионам страны - как Кавказские Минеральные Воды, должна носить системный, долговременный характер и включать в себя меры, реализуемые на общефедеральном, региональном и местном уровнях. В настоящее время без хорошо продуманной организованной инвестиционной политики мы не сможем сделать привлекательными для потребителя курорты.
Стимулирование развития курортной отрасли и решение проблем выравнивания уровня её экономического развития возможно в рамках особой экономической зоны курортно-рекреационного типа. В настоящее время над поправками в проект закона по особо-экономическим зонам работают все заинтересованные Министерства и ведомства Российской Федерации, Правительство и Госдума Ставропольского края.
С принятием данного Закона должны создаваться все условия для успешной работы инвесторов и реализации важных для курорта инвестиционных проектов. Кроме того, особые курортно-рекреационные зоны, создавая благоприятный инвестиционный климат, смогут оказать стимулирующее действие на развитие низко рентабельных, но крайне необходимых для курортного региона, обслуживающих отраслей, увеличивая тем самым опосредованные доходы в бюджеты всех уровней от их функционирования.
Не менее важным представляется развитие соответствующей инфраструктуры - строительство новых баз отдыха, пансионатов и проведение прочих мероприятий. В свое время рассматривался проект превращения в курорт г. Лермонтова, строительства новых объектов (создание радиоэманаториев в горных выработках лакколитов) и продолжения освоения лечебно-оздоровительных местностей региона. С учетом улучшения экономических возможностей страны к некоторым прежним проектам можно было бы вернуться. Без сомнения положительным является то, что ООЭКР Кавказские Минеральные Воды включает территории 3-х субъектов РФ - Ставрополье, КБР и КЧР - с перспективой в будущем прямого выхода к побережью Черного моря - основных курортно-рекреационных и туристических зон Юга России (южное или кавказское "Золотое Кольцо" России).
В настоящее время все больше и больше внимания уделяется отдыху и санаторно-курортному лечению подрастающего поколения. 20 процентов всех отдыхающих на Кавминводах составляют дети до 16 лет.
Мы поддерживаем предложение Президента Российской Федерации В.В.Путина об увеличении мест в санаториях для детей и ветеранов. Считаем, что в этом направлении необходимо постановление Правительства Российской Федерации по созданию в каждой здравнице отделений "Мать и дитя", а так же строить новые сориентированные на детский отдых здравницы.
В настоящее время рассматривается к реализации инвестиционный проект строительства на территории Кавказских Минеральных Вод Всероссийского детского оздоровительного центра "Жемчужина Кавказа" в котором смогут отдыхать, учиться и лечиться одновременно три тысячи детей. Он будет в одном ряду с "Артеком" в Крыму, "Орленком" в Краснодарском крае и "Океаном" во Владивостоке. Да и построить его можно за счет долевого участия всех 89 субъектов Российской Федерации.
Мы глубоко уверены в том, что природный лечебный потенциал при условии его эффективного и рационального использования, а так же умелого ведения разведывательных работ позволит в регионе активно вести строительство новых здравниц, и восстанавливать находящиеся на консервации корпуса действующих санаториев.
Активное развитие лечебно-оздоровительного отдыха, как одного из направлений развития внутреннего туризма, безусловно, позволит привлечь еще большее количество отдыхающих и курортников на КМВ. Однако при этом следует провести комплексную оценку возможностей городов-курортов, нагрузки на гидроминеральную и прочие компоненты лечебно-оздоровительной базы.
Это направление следует связывать с перспективами развертывания дополнительных санаторно-курортных комплексов (или совершенствованием организационных форм использования существующих) и освоения новых участков, пригодных для курортного лечения; разработки кратких курсов приема процедур в профилактических целях, особенно аэрофитотерапии, терренкура, спелеокамер и т.д.
Санаторно-курортные и туристские учреждения, как любые хозяйствующие субъекты в нашей стране, функционируют в условиях рыночной экономики, поэтому все позитивные и негативные стороны рыночных отношений полностью распространяются на отношения в сфере курортного дела и туризма. Изменение формы собственности курортных организаций, ослабление контроля над использованием природных лечебных ресурсов привело к возрастанию стоимости и уменьшению доступности санаторно-курортных услуг для населения, необоснованному уменьшению объема использования природных лечебных факторов в практике работы курортов.
В стране видоизменилось управление отраслью. Санаторно-курортный комплекс в регионе не имеет единой структуры, здравницы рассредоточены между различными министерствами, ведомствами, общественными организациями и акционерными обществами, что существенно затрудняет координацию их деятельности. Почти две трети санаторно-курортных учреждений самостоятельно ведут свою хозяйственную деятельность.
Учитывая, что вся коечная сеть курортов принадлежит 43 собственникам приходится преодолевать серьезные ведомственные барьеры. К примеру, 27 здравниц и большая часть питьевых галерей и бюветов, являются собственностью Федерации Независимых профсоюзов России. А Кавказские Минеральные Воды, в первую очередь, питьевой курорт. Поэтому для обеспечения их достойного содержания требуется особое внимание и не малые финансовые средства. Однако вместо того, чтобы выделять средства на содержание и ремонт здравниц, ФНПР активно их сдаёт в аренду или продает (в последнее время проданы: "Казачья горка", "Родина", "Пикет", "Солнечный" и другие).
Есть опасения, что и питьевые галереи и бюветы также будут проданы, а значит, уже частник будет определять цену на отпускаемую минеральную воду, хотя по закону недра принадлежат государству и именно государство должно регулировать ценовую политику на минеральную воду.
Вышеизложенные проблемы только сотая доля тех процессов, над реализацией которых нам предстоит работать.
В этой связи важной первоочередной государственной задачей является установление эффективной системы государственного управления курортами и лечебными местностями федерального значения, как особо охраняемыми природными территориями лечебно-оздоровительного значения и обеспечение дальнейшее совершенствование их нормативно-правовой базы.
Одним из наиболее весомых проблемных моментов в этой связи является то, что сегодня не существует на федеральном, краевом и региональном уровне органа, отвечающего за положение дел одновременно в курортной и туристической сферах.
Если для государственного регулирования и контроля в большинстве отраслей экономики можно обойтись универсальными органами, то совершенствование структуры управления санаторно-курортным комплексом, обеспечение государственного регулирования и контроля, в силу сложности, многогранности и большой специфики, которая присуща рынку санаторно-курортных услуг, требует формирования специальных управленческих структур, формирования целостной системы управления санаторно-курортным комплексом.
Данная система смогла бы обеспечивать координацию работ по выработке и реализации санаторно-курортной политики, разработку и координацию реализации федеральных программ развития курортов, осуществлять регулирование и контроль за деятельностью санаторно-оздоровительных организаций, взаимодействовать с муниципальными органами исполнительной власти в вопросах стабильного функционирования санаторно-курортного комплекса и его инфраструктуры.
Правовой вакуум в вопросах регулирования развития курортной сферы и отсутствие целевой федеральной поддержки не позволяют в полной мере реализовать решение проблем жизнеобеспечения и становления курортов Кавказских Минеральных Вод как мировых курортных центров,
О том, что к Кавказским Минеральным Водам и к деятельности администрации КМВ, на которую возложено Указом Президента Российской Федерации государственное управление данным регионом, необходим особый законодательный подход, подчеркивалось неоднократно и в актах многочисленных проверок, на депутатских слушаниях республиканского и краевого уровней.
Принятие Государственной Думой Российской Федерации федерального закона "О курорте регионе Кавказские Минеральные Воды" позволит обеспечить правовое поле для государственного регулирования в сфере сохранения и дальнейшего развития курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод. В настоящее время проект закона находится на рассмотрении Госдумы Российской Федерации в третьем чтении. Нам необходимо ещё раз совместно с Правительством Ставропольского края обратиться в Госдуму Российской Федерации, депутатам от избирательных округов региона КМВ с настоятельной просьбой возвратиться к рассмотрению федерального закона "О курортном регионе Кавказские Минеральные Воды". Мы надеемся на понимание и поддержку в этом вопросе со стороны федеральных структур.
Параллельно мы работаем над установлением правовых основ определения ежегодной финансовой поддержки региону, как расходных обязательств Российской Федерации. Для чего, с учётом новой законодательной базы, наши города-курорты проходят процедуру переподтверждения статуса федерального значения. В течении 2005 году совместно с Министерством здравоохранения и социального обеспечения России мы подготовили Пакет документов и направили на утверждение в Правительство Российской Федерации, где в настоящее время завершается процесс согласования проекта Постановления.
Очень важно сохранить исторически сложившееся в России использование курортов в первую очередь для целей медицины. Важно восстановить утраченные в период перестроек всемирно признанные научно-практические достижения в медицинской курортологии, но и значительно расширить сферу санаторно-курортного лечения и оздоровления.
На территории Кавказских Минеральных Вод продолжает успешно работать институт курортологии, которым был разработан целый ряд новых эффективных технологий санаторно-курортного лечения и оздоровления, но механизмы их внедрения в практику санаториев требуют обновления.
Как показывает анализ, в регионе в значительной степени сократилось проведение научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику работы курортных организаций современного технологического оборудования. Идет процесс нерационального использования ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей.
До настоящего времени отсутствуют, утвержденные в установленном порядке, научно-обоснованные медико-экономические стандарты и критерии для проведения лицензирования медицинской деятельности санаториев.
Современный уровень развития мировой медицины требует объективной оценки (по критериям доказательной медицины) эффективности санаторно-курортного лечения, а также совершенствования имеющихся и разработки новых оздоровительных и лечебных методик.
Требует особого внимания вопрос подготовки и переподготовки кадров на основе новых образовательных программ с современным научно-методическим обеспечением.
В этой связи необходимо повысить роль науки в решении вопросов повышения эффективности использования природных лечебных ресурсов, разработки отраслевых стандартов курортного лечения и оздоровительного отдыха, совершенствования системы классификации и лицензирования медицинской деятельности в курортно-рекреационных учреждениях, проведения модернизации сложившейся системы подготовки кадров в интересах повышения качества подготовки специалистов туристско-рекреационного профиля и общего повышения культуры "индустрии гостеприимства".
Чтобы сделать туристско-курортный комплекс высокорентабельным, привлекательным и конкурентоспособным, нужно предложить отдыхающему не только комфортное проживание, но и разнообразный комплекс бытовых и анимационных услуг. От организации службы доставки до организации бесплатного развлекательного ассортимента активных игр и соревнований, различных шоу и праздников, опирающихся на собственную базу индустрии современных развлечений.
Всему этому, бесспорно, будет способствовать одобренная Распоряжением Правительства Российской Федерации система классификации гостиниц и других средств размещения. Данная классификация соответствует национальным системам, применяемым в странах, где хорошо развит туристический рынок. Она вводит единые в стране госстандарты гостиничных и санаторно-курортных услуг и в первую очередь важна для потребителя этих услуг - туриста, который должен быть уверен, что в конкретной гостинице ему будут оказаны соответствующие "звездности" и гарантированные государством, услуги.
Классификационные требования, в отличие от ранее существовавшей сертификации, включают в себя не только технические требования (подача горячей воды, электричества и отопление), но и затрагивают качество предоставляемых услуг (напольное покрытие, стены, шторы, освещение, мебель, сантехника и т. д), что безусловно повысит уровень конкурентоспособности гостиниц и санаториев, а следовательно и уровень доходов от въездного и внутреннего туризма.
Однако, центры стандартизации, метрологии и сертификации страны всё ещё активно выдают документы на соответствие мест размещения от двух до пяти звезд по ранее существующим усечённым стандартам. Необходимо на это обратить внимание и ликвидировать сложившиеся ведомственные противоречия.
Следующий вопрос, на котором я хотел бы остановиться - это развитие туризма. Наша страна обладает колоссальными туристскими ресурсами. Они есть везде, на всей территории: от Камчатки до Санкт-Петербурга, от Пскова и Великого Новгорода до Краснодарского края. Но этот богатейший исторический, культурный и природный потенциал используется в целях туризма, по мнению экспертов, только на 20 процентов. Как и прежде, приезжающие в Россию туристы следуют по привычным, накатанным маршрутам. Кроме того, уровень их расходов в три раза ниже, чем, скажем, в европейских странах - им попросту некуда тратить деньги. Инфраструктура предоставления услуг развита очень слабо. Хотя общеизвестно, что туризм может стать самой динамичной областью экономики и, что немаловажно, потянуть за собой развитие и других сфер - транспорта, связи, сферы услуг. Кроме того, развитие туризма - это огромный рынок новых рабочих мест.
Развитие туризма в регионе Кавказских Минеральных Вод является ещё одной не мало важной нишей в повышении эффективности его экономики.
В плане рационального использования природных лечебных ресурсов особо охраняемого эколого-курортного региона РФ КМВ в аспекте развития лечебно-оздоровительного отдыха и туризма должно уделяться внимание следующим проблемам.
А взаимодействие санаториев и пансионатов с турфирмами, должно строиться на взаимно выгодной основе, с использованием возможности предоставления здравницами туристам краткосрочных облегченных - процедур, попутных консультаций в оперативном режиме.
Помимо известных памятников природы, туристические маршруты следовало бы скорректировать и совместить с организованным посещением месторождений минеральных вод и лечебных грязей (например, оз. Тамбукан), курортных парков и лесов (использование фитонцидных свойств растительных ассоциаций) с предоставлением услуг, с одной стороны, познавательно-рекламного, с другой стороны, оздоровительно- профилактического характера.
Но для организации конкурентно способной в сравнении с состоянием этой отрасли за рубежом системы лечебно-оздоровительного отдыха и туризма, конечно же требуются:
- создание благоприятного инвестиционного климата, для вложений в строительство туристических объектов: отелей, кемпингов, ресторанов, кафе,
- увеличение количества кратковременных (до 1-2 недель), а также сочетаемых (КМВ - море) туров с оздоровительными программами;
- создание программ лечебного оздоровления для различных категорий населения (бизнесмены, рабочие и служащие отдельных отраслей, дети, пенсионеры, жители эколого-неблагоприятных зон);
- для налаживания конструктивного взаимодействия санаториев и пансионатов с турфирмами, практиковать создание курортно-туристских объединений, практиковать заключение долговременных и динамичных соглашений между санаторно-курортными объединениями и турфирмами на осуществление реализации путёвок и отпуск клиентам турфирм лечебно-диагностических услуг.
- очень важно, чтобы был обеспечен соответствующий уровень координации между различными ветвями власти. Потому что 70-80% всех проблем, мешающих развитию туриндустрии, не находятся в прямой компетенции органов управления туризмом. Эти проблемы существуют в отраслях смежников - транспорт, инвестиционный блок, таможня, МИД, МВД, Минприроды, Минкультуры, Минтранс. И, собственно, основная задача государства - обеспечить эту координацию. Если она будет, то у России с точки зрения туризма очень серьезные перспективы. А если этой координации не будет, мы можем потерять даже то, что имеем, и остаться аутсайдерами на мировом рынке в той отрасли, где у нас есть все шансы серьезно побороться за лидерство.
В завершении хочу ещё раз подчеркнуть, что принятие необходимых для развития курортно-рекреационной отрасли нормативно-правовых актов, создание благоприятного инвестиционного климата и утверждение важных федеральных инвестиционных программ развития, обеспечение региона дополнительными ассигнованиями объектов общекурортного назначения, курортной и инженерной инфраструктуры будет способствовать дальнейшему развитию и созданию конкурентоспособного на мировом рынке санаторно-курортного и туристического комплекса Кавказские Минеральные Воды и всего Северного Кавказа Юга России. Что в конечном итоге отразится на процессе экономического развития всего хозяйственного комплекса региона: увеличением налоговых поступлений, притока инвестиций и увеличения количества рабочих мест. А выполнение блока природоохранных мероприятий, позволит улучшить эколого-санитарную обстановку в регионе и сохранить природные лечебные ресурсы для устойчивого развития курортов, повысить эффективность санаторно-курортного лечения, обеспечить рациональное использование природных лечебных факторов, как базовой основы лечения и профилактики многих заболеваний.
И только при выполнении всех вышеперечисленных мероприятий особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды сможет эффективно функционировать в условиях рынка и составить достойную конкуренция на отечественном и международном рынках курортных и туристических услуг.